АФИША СОБЫТИЙ


Расписание паб-клуба Граффити









Слэм: Они так танцуют


Музыку на стадион приходят не слушать, а прыгать
Дмитрий Соколов


Названием докладу послужила фраза вокалиста группы «Психея» Порубова Дмитрия, более известного как Фео. Первый концерт «Психеи» в Минске, 1 сентября, СКА «Уручье». Поддерживать порядок был приглашён обычный ОМОН. На сцене под бурные овации и реальное оживление толпы появилась «Психея». Наконец-то организовался огромный слэм. Вот чего не ожидал наш «доблестный» ОМОН. Около десяти омоновцев пытались удержать людей за импровизированным ограждением. Ещё несколько начали вырывать людей из слэма и жестоко пинать. Били и вытаскивали всех, кто попадался под руку. На моих глазах девочку лет 14-ти омоновец схватил за волосы и вытащил из толпы. Солист Психеи несколько раз пытался обьяснить, что слэм – это хорошо и безопасно, но бесполезно. Аргументы типа «они не дерутся, они так танцуют», «что вы делаете, они же дети!» на наших стражей порядка не действовали.

Хотелось бы рассказать по-подробнее о таком феномене как «слэм». Что это такое, почему оно вызывает такую бурную реакцию у «непосвящённых», зачем это нужно, как его танцуют.

Слэм немыслим без толпы. Поведение толпы на стадионе или в клубе можно определить кинематографическим словом “экшн” (action, или действие, активность). Экшн бывает, конечно, не всегда, но правильному веселью без него не состояться. Крайнее выражение экшна - слэм (экстремальные танцы). Слэм - термин, общий для фанатов и меломанов. В зависимости от окружения, меняется и сам экстремальный танец:

Фанатский слэм - вещь довольно рискованная. Бурная реакция спортивных фанатов типа «разбивание и крушение всего на своём пути».
Слэм меломанов различается в зависимости от музыкального направления, к которому принадлежат меломаны. Бывает слэм рэпперский, хардкоровый, панковский (у панков он называется “пого”), скинхэдовский (очень жесткий, иногда с намеренными драками между танцующими). Внутри той или иной музыкальной тусовки слэм распадается на стили. В хард-коровом слэме, к примеру, выделяются такие стили, как stage diving (прыжки в толпу со сцены), circle pit (бег по кругу, отталкиваясь от людей и стен), экзотический gorilla stile (имитация движений гориллы) и так далее. Со стороны слэм похож на драку, но неверно подумать, что наибольшая опасность для жизни людей в толпе исходит именно от него. В слэме можно сломать ребро или руку при том крайне редко. Обычно всё обходится синяками и оттоптаными ногами и ботинками, но погибнуть практически невозможно. Объясняется это тем, что слэм - танец элитарный, и его танцуют более-менее продвинутые люди, остальные предпочитают наблюдать со стороны. Он явление все-таки более клубное, чем стадионное, а в клубах людей собирается недостаточно для того, чтобы толпа стала неуправляемой.

Сами артисты в основной своей массе положительно относятся к слэму. На концертах тяжёлой музыки происходит огромный выброс энергии: заводящие аккорды гитар, жёсткие ритмы электроники, киловатты звука… Слэм это своеобразная обратная связь толпы и музыкантов. Это признак того что музыка нравится, что от неё «колбасит». А вот что сам Фео говорит по поводу слэма: «Да это круто! Я помню, когда в кургане под нас впервые слэмиться народ начал мы вообще были все в экстазе. Это же выплеск энергии, это часть молодёжной культуры, культуры поведения зрителей на концертах. Вот людям старшего возраста не понять зачем человек прыгает головой вниз со сцены. Раньше народ спокойно сидел на стульях, слушал песни, аплодировал. Сейчас человека подрывает залезть на сцену, спрыгнуть, ну не знаю уж, что там еще. Случаются конечно всякие коллизии, когда у ребят носы ломаные и так далее. Но они же знают на что идут, всегда есть альтернатива не лезть к сцене рубиться, можно встать с боку, просто послушать. Мне прикольно, что на наших концертах есть люди, которые колбасятся, кровь из носа и всё такое, а есть люди, которые по-настоящему слушают, оценивают».

Слэм-непременный атрибут панк и хардкор субкультур. Чтобы лучше понять как это вообще появилось, предлагаю окунуться в атмосферу Великобритании 70-х. Это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса, стал объединяющим для панк- субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - ребята из среднего класса, а так же подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи", "вялым, ленивым и скучным".

Именно первая волна панка в Великобритании (1976-1978) считается панк-эрой и рассматривается большинством исследователей. В ней можно выделить две основные тенденции. Во-первых, существовало "ядро" панка - среда, в которой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отнести к явлению контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит использование идеи панка, появляюся псевдо-панки, использующие язык субкультуры, ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных образований - зарабатывание денег и опошление понятий культуры Панка. В этом случае их можно определить как явления массовой культуры (товар). Вторая тенденция в панк-субкультуре наметилась на рубеже 1970-80-х. Панк становится все более политизированным. Панк-группы играют концерты в защиту прав животных, против фашизма. В отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны. Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым , читали советские журналы и газеты. В русских панковских песнях того времени как никогда чувствуеться суицид и депрессионное настроение исполнителей. Но вот начались безумные 90-е когда пришла вторая мировая волная панк-рока, такого который мы сейчас слышым, на этот раз не такого уж и суицидного как было раньше, такие группы как Green day, the Offspring стали бить рекорды по тиражам альбомов, занимать в лучших TOP первые места. А тем времен, СССР не стало и вместе с ним железного занавеса, а вместо этого появилась демократическая Россия с относительной свободой слова и действий, Русскую молодежь захлестнула волна неформальных движений и новых для осознания альтернативных стилей в музыке... А панковская изминилась до не узноваемости..."Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья". Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панком.

В панк/хардкор субкультуре возникали своеобразные родоплеменные отношения; в каком-то смысле община панков - это племя, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами...Добралась она до нас сильно изменённой. Может исчезли предпосылки, а может идея просто изжила себя. Сейчас панки это не грязные, вонючие, накачавшиеся спиртным до потери пульса человекоподобные существа, одетые в грязную косуху со знаком анархии на спине. Панк – это идея. В ней есть смысл, для некоторых это стиль жизни. В 70-х годах внутри субкультуры появляется новое молодежное движение - хардкор. Как и другие движения, оно формируется вокруг музыкального стиля - жесткой, быстрой, агрессивной музыки, где вокалист часто не поет, а выкрикивает тексты. Хардкор и панк составляют на сегодняшний день единую -культуру (обозначаемую панк/хардкор..

Хардкор - это и быстрый панкрок и спид-метал и дарксайд. В общем, хардкор - это наиболее жёстко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромисно звучащая музыка.

В узком значении "жанр поп-музыки" слово "хардкор" применялось к жёсткому техно на рубеже 80-х и 90-х годов, до этого в 80-х годах словом "хардкор" называли только грозный шумный панк-рок. В эпоху после моды на эсид-хаус (начало 90-х) в Европе стали распостранены более жёсткие синтетические препараты, чем экстази. Напомню, препарат MDMA вызывает эмпатию - состояние эйфории, добродушности и чуть ли не любви ко всему окружающему. Этот препарат до его запрета успешно применялся в США многими психиатрами для лечения разного рода психических расстройств у своих пациентов. По мнению его исследователя, американского химика Александра Шульгина, причисление MDMA к наркотикам и его запрет были неоправданы, так как его клинические испытания не выявили каких-либо серьезных побочных эффектов (интересующимся рекомендую обратиться к книге Шульгина "Tihkal"). Новые же препараты были куда более сильного и зачастую малопредсказуемого действия, они "отшибали мозги", вызывая отнюдь не эмпатию, а психомоторное возбуждение и часто беспричинную агрессию не было полностью изучено и о последствиях их употребления порой можно только гадать. Соответственно и танцевальная музыка стала быстрее и жёстче. В те славные годы по всей Европе проводились рэйвы в старых заброшенных промышленных зданиях, где и отрывались под хардкор накачавшиеся наркотиками подростки. Естественно, что власти не хотели мириться с проблемой наркотиков, потому эти рэйвы и были подпольными. Во Франции до сих пор власти крайне негативно и агрессивно реагируют на любовь молодёжи к техно-музыке, предвзято рассматривая рэйверов как закоренелых преступников и наркоманов. В техническом плане хардкор тех лет по нынешним меркам не хардкор. Он пролетел бурей по Европе и разделился на несколько направлений: габба, дарк, и т.н. "хэппи хардкор" - печально знаменитая волна чисто коммерческой техно-попсы (Marusha, Scooter, Mark'Oh). Габба и Дарк, известный так же как дарккор или хорроркор не имеют отношения к настоящему представлению о хардкоре, т.к. эти направления тесно связаны с наркотическими веществами, с клубной, дискотечной чисто электронной музыкой, сумасшедшими рейвами и запретными вечеринами. Возникает вопрос: «А как же такая позитивная и пропогандирующая здоровый образ жизни музыка как настоящие панк/хардкор сподвигает народ на слэм, на стэйдждайвинг (англ.букв."ныряние со сцены")?».

С самого начала истории панка, как молодежной субкультуры, СМИ постоянно перевирали и переиначивали его суть, чтобы оградить молодежь от грязных, шокирующих своим внешним видом панков. Но это было давно, в 70-е. Сейчас в принципе то же самое. Только появилась еще одна вещь, очень странная, которая с одной проблемма, а с другой наоборот. Можно представить ситуацию:

Парню четырнадцать лет, он слушает панк и хардкор музыку, носит футболки и прочую дребедень с символикой панка. Начесывает себе что-то, напоминающие ирокеза. Получая двойку в школе, он объясняет это родителям не тем, что он ничего не выучил, а тем что он просто напросто панк! И ему как настоящему панку всё равно. Но это ещё банальность. Все свои промахи он объясняет, тем что он панк! Далее этот самый парень с неправильными взглядами на панк (как движение), все-таки попадает в какую-то более менее приличную панк тусовку. Причем попадает он туда, потуму что его привлекает именно бунтарская внешняя сторона панка. Одежда псевдопанков, их ирокезы, ритмичная, громкая и жесткая музыка. Он попал туда из-за того, что его привликают исключительно внешность, идеи и прочие вещи ему не важны и совершенно его не интересуют. В этой тусовке он узнает о панке все больше и больше, узнает не только его внешние черты, но и что-то более глубокое. Постепенно втягивается и становится нормальным панком, которого привлекают не только крутая музыка и клепаная косуха, но еще и определенные идеи, парень понимает, что за красивым зановесом есть нечто намного большее и интересное. Вот так парень становится нормальным панком.

Как не глупо это звучит, но в определенном возрасте человеку хочется быть грязным и ходить в драных джинсах и клепаной косухе. Так он старается выделятся, он так самоутверждается. В большинстве своём любители панк-хардкор музыки подростки. Многие подумают что это конечно же потому, что ничего из себя не представляя, подростки стремятся выделиться из толпы своими неординарными пристрастиями и одеждой. Но это не совсем так. Все несколько глубже. Предлагаю представить следующую ситуацию: В подростковом возрасте нервная система находится в состоянии постоянного возбуждения и напряжения (много задают в школе, надо готовиться к поступлению в ВУЗ, о чем не забывают регулярно напоминать родители, куча маленьких возрастных проблем). Постепенно организм начинает привыкать к этому состоянию, и когда вдруг наступает нервное расслабление (например, человек сдал экзамен), появляется ощущение потери чего-то важного… Но совершенно случайно подросток слышит на дискотеке музыку, которая возвращает его нервную систему в уже привычное положение "взвода". Этот эффект достигается как раз за счет негармоничности хардкора. Бешеная скорость и бьющая прямо по мозгам "бочка" (так называется довольно своеобразный звук, которых используется в хардкор-музыке в качестве ударника) быстро приводят человека к раздражению. Знакомое и привычное возбужденное состояние нервной системы восстановлено. Естественно, на такую страсть родители смотрят как на ненормальность, ведь они уже давно перестроились под определенный жизненный ритм, который стараются не нарушать. Для них нормальным состоянием является спокойствие. Поэтому любимому чаду приходится выслушывать упрёки по поводу своих "ужасных, временных и выводящих из себя" музыкальных пристрастий. Что остается делать подростку, если дома не дают послушать любимую музыку? Разумеется, пойти в клуб! А в клубе ко всем вышеперечисленным удовольствиям добавляются еще и разные приятные с физиологической точки зрения моменты. Уже упомянутый звук "бочки", вырываясь из динамиков огромной мощности, проходит сквозь человека. Это очень необычное и приятное ощущение. Практически осуществляется массаж внутренних органов. Люди, которые приходят на хардкор-вечеринки, имеют реальную возможность выплеснуть свои отрицательные эмоции в танце. Конечно, многие усомнятся, что можно двигаться в ритме двести ударов в минуту, но это не так уж и сложно, учитывая особенности слэма. Человек просто сливается со звуком. С увеличением скорости музыки он незаметно для себя начинает двигаться быстрее, жёстче. Если сравнить диско, поп и техно музыку с хардкором, то становится очевидно почему они так танцуют: диско, поп, техно и прочие клубные и неочень ритмы достигают максимум 160 ударов в минуту в редких случаях. Чаще всего такое включается под конец клубной вечеринки чтоб разогнать последних оставшихся на танцполе, т.к. под такое нормально потанцевать не получится. Хардкор музыка: до 200 ударов..ни о каких движениях клубного характера говорить не стоит, а енергия просится на ружу. И выход на ружу ей отводится через слэм, через стэйдждайвинг, через бешеные крики вместе с солистом любимой группы. После таких концертов приходит чувство своеобразной умиротворённости, человеколюбия, самоудовлетворения. Может даже самоутверждения, самоерализации…

Теперь становится понятно откуда взялась такая жёсткая для обычного уха музыка, почему её так любит молодёжь, зачем она нужна, какое место занимает слэм в субкультуре панк/хардкор. Далее попробую ответить на вопрос почему же даже профессиональная охрана в клубах где часто бывают подобного рода вечеринки всё таки жестоко относится к слэму. Так же как и псевдо-панки портят впечатление о панк субкультуре, так же некоторые индивидуумы имеют направильное представление о поведении на концертах. Они ошибочно считают ,что на сцену во время панк-хардкор концерта следует залезать что-бы похлопать вокалиста группы по плечу и дать ему-же по носу. Или показать себя и проорать что-нибудь невменяемое в микрофон, а потом хвастаться какие же они крутые. Они были на сцене! Если прыгнуть со сцены с набитыми всякой дребеденью карманами, обвесившись цепями, да ещё и ногами вперёд, то впечатление останется на всю жизнь не только у такого человека, но и у всех кого он смог покалечить. Стейдждайвинг придуман именно для того, чтобы люди ныряли. Таким образом если забраться на сцену только затем чтобы тут же спрыгнуть с нее, при чём спрыгнуть правильно: вперёд головой или спиной, то ничего страшного не случится. Естественно при условии, что толпа поймает и охрана отнесётся лояльно.

Слэмиться тоже надо уметь. Широко расставленые ноги, немного расставленые локти обезопасят от падения и удара в бок. Если никого специально не пинать на пол, то слэм можно считать удавшимся. К сожалению, часто находятся отбросы общества, которым доставляет удовольствие незаметно пихаться, бить локтем в самые нежелательные места, сбивать с ног. Эти слова можно говорить как оправдание поведению охраны на концертах, но всётаки во всём надо знать меру. Во многих клубах, как например New Club, eXtreme club ничего особо страшного не происходило. Возможно мне везло, возможно мне попадались настоящие панки и просто культурные люди. Слэм и стэйдждайвинг всегда удавался (последнее только в NC). Некое подобие слэма приходилось так же устраивать на маленьких дискотеках нашего университета, на приватных вечеринках на даче и т.д., благо единомышленников у меня достаточно. В кругу друзей это выглядит более меланхолично, осторожнее, учитываются особенности компании, опытность учавствующих в слэме. Ведь некоторые совсем новички.

Негативное отношение общества к панкам, к такого рода мероприятиям, хардкор концертам обьясняется даже не нежеланием понять или хотя бы разобраться что происходит, собственно говоря, а в том, что это самое общество слышит о панк/хардкор субкультурах только когда случается что-либо негативное. Вообще общество начинает замечать субкультуры только когда они начинают мешать или уж слишком сильно выделяться. Никто никогда не скажет с телеэкрана и не напишет в газете: «был прекрасный слэм, отделались лёгкими синяками и тучей положительных эмоций», зато если в клубе окажется какое-нить одурманеное наркотиками/алкоголем существо с замашками маньяка и натворит бед, то об этом узнают все. Вот и создаётся впечатление что концерты - зло, слэм - пропаганда насилия, а панк - наркотиков и алкоголя и что от такой музыки тупеют. Возразить могу лишь одной фразой: «каждый сам выбирает». Нельзя обобщать всё и вся, тем более идеалогия современного панка/хардкора как раз далека от наркотиков.

«Я пытаюсь заменить агрессию на любые другие формы своего внутреннего Я»-поёт Психея. Одной из таких форм проявления и есть слэм. Вспоминаются сюжеты из сибирского цирюльника, где мужики стенка на стенку шли с кулаками просто ради развлечения, чтоб дать волю енергии, освободиться от вечно сковывающих рамок приличия и некоторое время просто получать физическое и моральное удовольствие. Довольно странно связывать физическую боль с удовольствием, однако, иного обьяснинеия зачем они так танцуют-нету. Учёные в свою очередь говорят о гормонах, которые работают сильными обезболивающими и в то же время заставляют испытывать наслаждение. Считается что эти гормоны выделаются если человек получает какую-нибудь травму, например палец прищемит, и во время секса. Никакого культа боли или мазохизма в культуре панк или хардкор нету. Мы так танцуем не для того чтоб показать как нам нравится музыка, не для того чтоб сделать приятно музыкантам. А потому что нам это нравится!

Никогда не слышал что б люди, относящие себя к данным субкультурам, обсуждали проблему слэма. Обсуждаются проблемы субкультуры такие как определение места в обществе, идеологии и т.д.. Поэтому мне стало интересно узнать побольше о причинах, о истории появления, о мнении специалистов. Надеюсь вам тоже было интересно.

Добавлена: 07-05-2005

Автор статьи: Wozik
Специально для XLAM.BY

[ вернуться к списку статей ]

!!



афиша фотографии статьи видео аудио группы новости ссылки о проекте форум магазин