АФИША СОБЫТИЙ


Расписание паб-клуба Граффити









Metallection: 200 музыкантов и 4 диска

Что происходит тогда, когда один отдельно взятый белорусский музыкант собирается сам с собой в своей отдельно взятой квартире? Сведущие люди скажут: «Может родиться очередной никому не нужный музыкальный проект». И это - горькая правда. А если этих музыкантов будет двое, или даже трое?

Тут даже люди несведущие и не имеющие соответствующего музыкального образования, без сомнений ответят: «Они сообразят на троих!» И это Ї горькая правда, которую мы не намерены скрывать.
В этом неразрешимом противоречии между эпохальными музыкальными идеями и их реализацией кроется главная проблема белорусской музыки. Это всего лишь наше частное и независимое мнение, которое легко можно оспорить, имея весомые аргументы.

Известны достойные сожаления случаи, когда наши музыканты, организовавшись в рок-группу и имея чудесные идеи, так и не смогли донести эти неограненные бриллианты до уха массового слушателя. В таких случаях принято проклинать этого массового слушателя, обвинять его в черствости и безвкусице. С некоторыми из этих обвинений мы с не можем не согласиться. Мы согласимся даже с тем, что все очень плохо и неизвестно, что с этим делать Ї то ли перевоспитать слушателя, недостойного высоких идей, то ли заставить музыкантов заниматься своим делом и поменьше ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы.Случатся такое, что музыканты собираются не только для того, чтобы сообразить на троих. Иногда они создают рок-группы, начинают реализовывать свои идеи и предлагать их слушателю. Сразу возникают проблемы: кто будет платить за запись и почему гитарист не пришел на репетицию, а вокалист стоит без текста и пьет пиво.

Страшно даже представить себе, что произойдет, если попытаться организовать пару сотен музыкантов, объединенных в несколько десятков рок-групп, в один проект. Для того, чтобы усилить ужас уважаемой публики, сообщим, что этот проект имеет жесткие условия: родной язык исполнения песен, а стилистика - только и только тяжелый рок.

В мире нет ни одной страны, где такой проект мог бы осуществиться больше одного раза. Беларусь, как всегда, является исключением. Справедливости ради, надо признать, что наша маленькая и гордая страна богата исключениями из правил. Великий князь, умудрившийся трижды поменять вероисповедание и остаться при своем мнении, конституция, которая пошла на пользу всем, кроме тех, кто ее написал, полководцы, которые завоевали себе славу в победах против собственного государства... Историки в курсе. Про наше время и вовсе не стоит говорить, потому что кабы не было чего.

Нигде нет сборников тяжелого рока, которые издавались бы на родном (не английском) языке на протяжении шести лет! Тем не менее, есть у нас такой проект. И это при том, что литературный белорусский язык не пользуется популярностью в народных массах. Даже эту статью вы прекрасно читаете по-русски, что о многом говорит.

А началось все с группы DZIDA, которая творила на почве трэш-метала в конце 80-х Ї начале 90-х годов. Группа была исключительно злобна и категорически белорусскоязычна. В 90-х годах у группы появилось немало последователей. Многие даже не знали названия легендарной группы, но двигались в том же направлении, что говорит о неистребимости идеи как таковой. Уже в 2000 году в недрах продюссерской группы БМА (Беларуская музычная альтэнатыва) зародилась идея собрать часть из этого творческого наследия и издать на одном диске. Было предложено название «Hard Life — Heavy Music», которое было сразу воспринято скептически участвующими в этом деле металерами. Надо сказать, что БМА до это времени обращала мало внимания на тяжелый рок. При подготовке диска к изданию выяснилось, что неизвестно, какие группы туда лучше включить - старые или новые, которых оказалось порядочное количество. Диск, вышедший в 2001 году, имел успех, на который продюссеры не рассчитывали, учитывая мнимую непопулярность тяжелого рока в целом и белорусскоязычного метала в частности. На самом деле никто не ожидал, что диск «Hard Life — Heavy Music» вызовет такой интерес. Поэтому было решено повторить. Песни современных групп, которые не попали на первый диск, были включены во второй. Отбором песен для диска занимались продюссеры БМА. Это вызвало определенные разногласия между музыкантами и БМА. К тому же проект начал приобретать не только коммерческое, но и общественное значение, потому что объединял множество музыкантов и их слушателей одной идеей под одним названием. Второй диск увидел свет в 2003 году. После издания каждого из этих двух дисков БМА устраивала презентации в минских клубах, которые проходили с аншлагом. На этом этапе металеры, которые участвовали в подготовке первых двух дисков, предложили свои способы его формирования, став координаторами проекта. Уже к этому времени проект по праву стал национальной метал-коллекцией, которая периодически издается на компакт-дисках, включающих лучшие песни тяжелого рока, исполненные по-белорусски. Тогда же проект получил название «Metallection». Основными принципами формирования дисков остались белорусский язык исполнения и стилистика тяжелого рока. Новые координаторы добавили свой: ни БМА, ни сами координаторы не должны иметь отношения к процессу отбора песен на очередной диск. Для этого были приглашены независимые эксперты. Оценки песням, которые рассматривались для третьего диска, выставляли люди, пользующиеся уважением на белорусской метал-сцене Ї журналисты, музыканты и звукорежиссеры. Диск «Metallection 3» вышел в 2004 году. В конце 2006 года по этим же принципам был сформирован диск «Metallection 4».

Проект «Metallection» существует уже седьмой год. За это время в нем приняли участие больше 200 музыкантов и несколько десятков групп.
На четвертом диске представлены песни 16 групп. Работа над его подготовкой растянулась на почти на два года, в течение которых музыканты переписывали демо-варианты своих песен в профессиональных студиях. Несколько десятков метал-музыкантов - это не шутка и такая работа требует времени. Подозреваем, что нигде, кроме нашей родной страны, такая работа не только не была бы закончена, а даже не начата. Тем весомее результат. Для того, чтобы поблагодарить публику за ожидание, координаторы Национальной метал-коллекции выпустили майку с обложкой этого диска.

Павел Йермак
Координатор проекта Metallection

5 апреля 2007

афиша фотографии статьи видео аудио группы новости ссылки о проекте форум магазин